Описание
Морис Утрилло (1883-1955) - французский живописец. Его первой любовью, самым верным другом и самым внимательным собеседником был Париж. Не по своей вине рано пристрастившийся к алкоголю, Морис Утрилло был изгоем среди одногодков, которые дразнили его, называя "Гамлетом-Полишинелем", высмеивали и презирали. Сын известной художницы Сюзанны Валадон, которая и научила его рисовать, Морис Утрилло искал успокоения в живописи и религии. Самыми сильными среди его работ считаются написанные в 1908-1910 годах виды собора Парижской Богоматери. Этот собор, как и другие церкви Парижа, Шартра, Руана, Реймса и Лурда, Утрилло воспринимал и изображал не просто как живописную натуру, но прежде всего как святыни. Нотр-Дам, попадая в поле зрения художника, обретает не только материальность, но даже, кажется, одушевленность. Он величав и торжественен, он настолько велик, что, кажется, подавляет человека. Это меланхолическое чувство подавленности, щемящей тревоги и одиночества есть практически во всех городских пейзажах Утрилло. Это его судьба, его боль, его мучительное восхождение к самому себе.
Морис Утрилло родился 25 декабря 1883 года. Его мать, Мари-Клементина Валадон, которую все звали Сюзанной, работала и ученицей модистки, и нянькой, и цирковой гимнасткой. Неудачно спрыгнув с трапеции, она вынуждена была отказаться от работы в цирке и стала профессиональной натурщицей. Она родила Мориса, когда ей было всего восемнадцать лет. Отцом мальчика Сюзанна считала одного из завсегдатаев монмартрского бистро, некоего Буасси, но в 1891 году Мориса -усыновил Мипоэль Утрилло-и-Молинс, который подрабатывал газетными очерками, живописью и архитектурными проектами, но вскоре уехал в Испанию и больше не приезжал. Сюзанну рисовали Ренуар, Ван Гог, Пюви де Шаванн, Тулуз-Лотрек, а Эдгар Дега одним из первых заметил ее необыкновенный художественный дар, назвал "гением рисунка" и помог освоить ей технику мягкого лака. В 1893 году Сюзанна обвенчалась с богатым буржуа Муси. Заботы о муже и занятия живописью не оставляли времени для сына, который рос болезненно неуравновешенным и своим невниманием и рассеянностью выводил из себя учителей и в местной школе (мать с отчимом в это время перебрались жить в дом под Парижем), и в парижском коллеже Роллен. Из Монманьи, который находился в тринадцати километрах от Парижа, мальчика часто подвозили в Париж штукатуры, которые ради забавы угощали его вином, и вскоре Морис, чтобы выпить рюмку абсента, начал экономить на карманных деньгах. Из коллежа вскоре пришлось уйти, но Морис не смог учиться ни у чистильщика сапог, ни у мастера по изготовлению абажуров, ни у переписчика. В шестнадцать лет юношу, который продолжал дебоширить, уволили и из конторы "Лионского кредита", куда устроил его отчим. Врач-психиатр, для которого мать, в это время уже известная художница, делала эскизы мебели, посоветовал ей учить мальчика рисовать. Постепенно живопись увлекла Мориса, и уже в 1903 году он, выезжая на пленэр, сделал более 150 пейзажей. Занятия живописью всю жизнь чередовались у него с жестокими запоями. Утрилло был увлечен живописью Писсарро, писал мелкими отрывистыми мазками. Но его Париж, в отличие от Парижа, Писсарро, выглядит пустынным и неприветливым. Пространство на его картинах как бы сдавлено кулисами, пейзаж выстроен в глубину, а вода в Сене мутная и застывшая.
В 1903-1907 годах Морис писал виды Монманьи и Пьерефитт, но и в них нет лиризма, легких красочных переходов. Стремясь передать ощутимую материальность окружающего мира и в то же время всегда сберегая графичность рисунка, Утрилло писал оголенные ветки деревьев, довольно мрачные композиции, в которых практически нет неба. Он чаще использовал непрозрачные, темные, грязные краски. Приблизительно до 1906 года Морис подписывал свои работы именем "Морис Валадон" и только позже начал ставить подпись "Морис Утрилло".
По натуре очень ранимый, Морис Утрилло писал парижские улицы и храмы с чувством глубокого одиноч